Программное обеспечение проекта

Одной из основных задач проекта являлась разработка инновационных программ по направлениям: агротехника (гидро-, аэро- и аквапоника), микробиология, биотехнология, ветеринария, зоотехния, экономика, маркетинг. Для решения этой задачи педагогами Центра были разработаны следующие дополнительные общеразвивающие программы:

  1. «Архитекторы живых систем»
  2. «Юный фермер-зоотехник»
  3. «Прикладная микробиология»
  4. «Юный фермер-предприниматель»
  5. «Основы доврачебной помощи животным»
  6. «Зеленая архитектура»
  7. «Юный сити-фермер» (агротехника)
  8. «Академия сити-фермерства»

7 программ, разработанных по проекту, имеют естественнонаучную направленность и одна - социально-педагогическую направленность.

Программы охватывают следующие уровни образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.

Специфика проектирования разноуровневых программ предоставила возможность для учета индивидуальных особенностей обучающихся, гибкости образовательных траекторий, нормативных обоснований подходов к разработке дополнительных общеразвивающих программ с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Содержание разработанных программ обеспечивает адаптацию к жизни в обществе детей с ОВЗ, их допрофессиональную подготовку, а также выявление и поддержку детей, проявляющих выдающиеся способности. 

Реализация разноуровневых программ может вестись по разным часовым объемам. Данные программы могут быть реализованы как самостоятельные, так и разновариативные модули комплексной программы «Академия сити-фермерства». Модули программы «Академия сити-фермерства» являются стартовым уровнем для одноименных дополнительных общеразвивающих программ для учащихся 10-16 лет: «Архитекторы живых систем», «Юный фермер-зоотехник», «Зеленая архитектура» и «Юный сити-фермер» (агротехника).

«Архитекторы живых систем», программа рассчитана на учащихся 10-16 лет, объем 72 часа (базовый уровень) 144 часа (продвинутый уровень), срок реализации – 1 год.

Программа знакомит школьников с основными живыми системами (клетка, микроорганизмы, человек и др.), являющимися составной частью живой природы, их свойствами, функциями, с понятием биотехнологии и аквапоники как динамичной экосистемы. Отличительная особенность программы в том, что основы биотехнологии и аквапоники даются с включением учащихся в исследовательскую, проектную и практическую деятельность. Ребята получат опыт работы с аквапонической установкой, правилами ухода за растениями и водными животными, особенностями ухода за растениями, рыбами. Научатся работать с увеличительными приборами, вести дневник своих наблюдений и исследований. На практике познакомятся с альтернативными видами источников энергии - биогазом, энергией солнца. Примут участие в подготовке субстрата для получения биогаза для комплекса БУГ –М на фермерском подворье ЭБЦ, познакомятся с работой солнечных батарей во время экскурсий к солнечной установке ЭБЦ.

«Юный фермер-зоотехник», программа рассчитана на учащихся 10-16 лет, объем 72 часа (базовый уровень) 144 часа (продвинутый уровень), срок реализации – 1 год.

Программа знакомит учащихся с основами профессии зоотехника, основами животноводства, ветеринарии, представляет широкий спектр исследовательской и проектной деятельности. В процессе обучения обучающиеся знакомятся с видами и породами сельскохозяйственных животных, их биологическими особенностями, основами правильного кормления и содержания животных, мерами профилактики заболеваний. На практических занятиях изучат работу инновационного оборудования, используемого в малых формах с/х предприятий: инкубатор, брудер для цыплят, клетки или мини-фермы для разведения кроликов, домашней птицы и др. Проектная деятельность позволит разработать: полноценные рационы питания, правильное содержание, размножение, эффективную продуктивность с/х животных.

«Зеленая архитектура», программа рассчитана на учащихся 10-16 лет, объем 72 часа (базовый уровень) 144 часа (продвинутый уровень), срок реализации – 1 год.

Программа предназначена для обучения искусству ландшафтного дизайна, флористики, цветочной аранжировки, работы с прикладными материалами и рассчитана на учащихся, интересующихся ботаникой и имеющих склонность к рисованию и декоративно-прикладному искусству. Данная программа позволит приобрести опыт по преобразованию окружающей среды и практически познакомиться с профессиональной деятельностью фитодизайнера и ландшафтного архитектора, а также испытать свои личные возможности и, возможно, определиться в выборе будущей профессии.

Наряду с изучением объектов родной природы, искусства зеленой архитектуры, составлением проектов озеленения программой предусматривается значительное расширение кругозора детей в области декоративно-прикладного искусства. Всё это имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует развитию творческих способностей личности, художественно – эстетического вкуса, образного мышления и фантазии.

Кроме того, представленная программа «Зелёная архитектура» подтверждает тот факт, что с улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства территории, прилегающей к их дому или месту работы. И даже если ребята не выберут ландшафтную архитектуру в качестве будущей профессии, они станут любителями ландшафтного дизайна и научатся искусственно создавать на ограниченном пространстве райские уголки, что является очень актуальным на сегодняшний момент.

«Юный сити-фермер» (агротехника), программа рассчитана на учащихся 10-18 лет, с учетом индивидуального развития, объем 72 часа (базовый уровень) 144 часа (продвинутый уровень), срок реализации – 1 год.

В программе предусмотрено расширенное изучение агротехнических приёмов выращивания овощных, цветочно-декоративных, фруктовых растений, основ дизайна и элементов оформления участков. Обучение по программе позволяет детям на практике познакомиться с особенностями фермерской работы, современными технологиями в сельском хозяйстве в естественных условиях (в огороде, саду, теплице, фермерском подворье). Обучающиеся самостоятельно проведут весь процесс выращивания культур из семян до семян, познакомятся с преимуществами выращивания растений с помощью гидро, аэропоники, ролью зеленых растений в жизни человека. Проведут первые опыты по выращиванию растений в воде, выращиванию грибов-вешенок в условиях теплицы. Научатся подбирать семена растений для гидропоники, ухаживать за растениями, грибами, вести исследовательскую работу и самостоятельно оформлять деятельность документально.

«Прикладная микробиология», программа рассчитана на учащихся 14-18 лет, объем 288 часов, срок реализации – 2 года.

В программе рассматривается применение современных микробиологических и молекулярно-биологических методов в медицине и ветеринарии, современные биотехнологические подходы в производстве и защите окружающей среды, микробиология пищевых продуктов, современные аспекты пищевой биотехнологии с участием микроорганизмов, основы сельскохозяйственной и ветеринарной микробиологии.

На занятиях обучающиеся не только приобретают знания о биоразнообразии микроскопических живых существ и их прикладном значении, но и приобретают навыки работы с микробиологическим оборудованием на лабораторно-практических занятиях, проведут микробиологические исследования по определению качества продуктов питания, веществ растительного и животного происхождения и т. д.

«Юный фермер–предприниматель», программа рассчитана на учащихся 14-18 лет, объем 288 часов, срок реализации – 2 года.

В программе рассматриваются вопросы организации собственного дела. Основы фундаментальных экономических понятий и сущность предпринимательской деятельности преподносится учащимся в доступной форме через решение конкретных задач, в моделируемых ситуациях экономических ролей, необходимых для понимания сущности предпринимательства. В соответствии с целью программы в содержании 1 года обучения включена информация, способная вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющая для них несомненную ценность вне зависимости от выбранного ими профиля обучения. В содержании 2 года обучения рассматриваются прикладные аспекты экономики и предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе. Проведение занятий по программе предполагает использование широкого спектра методических средств. Предполагается также использование деловых игр в процессе обучения. Выполнение практических работ помогает установить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводится в форме защиты проектов, простейшего бизнес-плана, занятий в форме тестирования.

«Основы доврачебной помощи животным», программа рассчитана на учащихся 13-18 лет, объем 72 часа в год, срок реализации – 1 год.

Для проведения занятий используются все животные зоопарка и фермерского подворья - сити-фермы Эколого-биологического центра. Работа по программе позволит ребятам получить обширные навыки и знания по уходу, созданию оптимальных условий содержания, разведению и основам оказания первой доврачебной помощи наиболее распространенным сельскохозяйственным, домашним животным, а также обитателям живых уголков. В ходе освоения программы, основанной на введении в профессию ветеринарного врача, обучающиеся ознакомятся с новыми и очень востребованными современным обществом направлениями - зоопсихологией, фелинологией, кинологией, аквариумистикой, орнитологией, основами фермерства. Получат информацию о таких профессиях как груммер, хендлер, зоопсихолог, и др. Занятия в данном творческом объединении позволят подготовиться к поступлению в профильное учебное заведение на специальности «ветеринария», «зоотехния». Блоки программы соответствуют основным предметам, входящим в основу подготовки специалистов по данным направлениям в средних и высших учебных заведениях. В программу включено много практических занятий, встреч с профильными специалистами, мастер-классов, круглых столов, семинаров, участие в выставках, племенных смотрах. Проводят лабораторные исследования. Мониторинг усвоения материала проходит в форме тестирования, выступлений с докладами, подготовки и защиты научных работ. Обучающиеся сами становятся организаторами выставок, проводят под руководством педагога, ветеринарного врача и профильного специалиста профилактические мероприятия на фермерском подворье, в кинологическом питомнике, уход за животными на конюшне.

Диссеминация инновационного передового опыта педагогов, работающих в рамках проекта «Академия сити-фермерства» - свидетельство их профессиональной компетенции, инструмент саморазвития. Ими разработаны и размещены в общем доступе следующие методические материалы:

Инструкции:

  1. Инструкция по приемам изложения научных материалов «Язык и стиль исследовательской (научной) работы»
  2. Инструкция по охране труда при проведении экскурсий на занятиях ТО «Зеленая архитектура»
  3. Инструкция по выполнению лабораторной работы
  4. Инструкция по применению набора реагентов для бактериологических исследований «Питательный агар для культивирования микроорганизмов сухой (ГРМ-агар)».
  5. Правила посещения фермерского подворья ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр».
  6. Инструкция «Выращивание грибов (для начинающих)»

Методики:

  1. Методика изготовления временных микропрепаратов
  2. Методика подготовки и проведения практической работы по теме «Определение погрешностей» по программе «Юный фермер-предприниматель»
  3. Как обустроить оригинальную клумбу в приствольном круге «белоснежных берёз»
  4. Методика изучения химических и микробиологических показателей почв
  5. Методика подготовки и проведения лабораторной работы по теме «Образ жизни и внешнее строение дождевого червя»
  6. Методика выращивания грибов в теплице

Методические рекомендации:

  1. Методические рекомендации по проведению натурных и лабораторных исследований гидрологических и гидрохимических характеристик водоемов, водотоков и индустриальных рыбоводных установок в рамках реализации проекта «Академия сити-фермерства»
  2. Устройство микроскопа. Работа и уход за микроскопом
  3. Изготовление флористической миниатюры из семян тагетиса «Колючий недотрога»
  4. Методические рекомендации по проведению лабораторно-практических занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Прикладная микробиология»
  5. Организация и проведение экскурсий для учащихся в рамках проекта «Академия сити-фермерства»
  6. В Царстве грибов.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации проекта было приобретено инновационное оборудование по внедрению агротехнологий (аэро-, гидропонические установки, вермикомпостеры), биотехнологий (мини-завод по выработке биогаза и альтернативные источники энергии), учебное лабораторное оборудование (микробиолаборатории, комплект практикум экологический, 3-D принтер, автоматизированные клетки, брудер, инкубатор и др.), приобретена и установлена теплица с отоплением и современным светодиодным фитоосвещением. Кроме того, произведен ремонт помещения из аудиторного фонда Центра (кабинет естественных наук), максимально соответствующего целям и задачам проекта, для размещения исследовательских модулей (микробиологических и комплексных лабораторий).

Образовательная, научно-исследовательская и проектная деятельность

Образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам проекта осуществляют педагоги дополнительного образования ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр».

Для реализации содержания обучения по программам минимальные основные теоретические положения дополняются и закрепляются практической, научно-исследовательской, проектной деятельностью на сити-ферме и решением ситуационных задач, чтобы обучающиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применять полученные знания. Начата реализация следующих научно-исследовательских проектов:

«Беспочвенное выращивание растений»

«Выращивание растений в гидрогеле»

«Выращивание растений на растворах минеральных веществ разного состава» 

«Гидропоника на подоконнике и эксперименты с биоудобрением»

«Условия, необходимые для прорастания семян»

«Изучение реакций растений, при выращивании их в специальных условиях с различными наполнителями (почва, опока, торф, вода)» и др.

Для эффективного проведения мониторинга компетентности обучающихся при усвоении общеразвивающих программ Гранта мы выделили 4 ключевые компетенции:

  • познавательно–информационную (предметные результаты): способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации, создавать личностно — значимые продукты познавательной деятельности;
  • социально–трудовую (метапредметные результаты): формирование профессиональных интересов, профессиональных намерений, готовность к выбору профессии, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности;
  • коммуникативную (метапредметные результаты): формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимоотношения с людьми;
  • в сфере личностного самоопределения (личностные результаты): формирование опыта самопознания, осмысление своего места в жизни, выбор ценностных, смысловых установок для своих действий.

Для каждой компетенции определены параметры, критерии, методы и методики проведения диагностики, разработана оценочная шкала результатов воспитательно-образовательного процесса. Этот измерительный инструмент позволяет определить тот или иной уровень достигнутого ребенком (т.е. реального) результата и соотнести его с прогнозируемым (т.е. желаемым) педагогом результатом. Шкала измерений результатов — желательный компонент мониторинга, поскольку оценка достигаемых результатов осуществляется для того, чтобы корректировать и развивать образовательные модели для получения более стабильных или высоких результатов.

Фиксирование по шкале результатов каждого ребенка от занятия к занятию дает возможность увидеть его индивидуальный маршрут, динамику, стабильность или снижение результатов, тогда педагог может гибко реагировать на возможности ребенка и строить образовательно- воспитательный процесс с учетом движения в нем каждого ребенка, т.о. может адаптировать содержание образования под возможности и способности детей.

Педагоги творческих объединений «Академии сити-фермерства» провели диагностику детей в начале (сентябрь, октябрь - предварительная) и середине (декабрь- текущая) учебного года. Полученные результаты заносятся в шкалу результативности, подводится итог, выявляется проблема отдельного ребенка и всей группы в целом, планируется дальнейшая работа. Следующий этап диагностики планируетсяв конце учебного года (май - итоговая).

Повышение профессионального уровня педагогов по проекту проходило по следующим направлениям:

- совершенствование педагогического мастерства способом внедрения современных педагогических технологий и передовых методик: коворкинг «Особенности разработки образовательных программ по разным направлениям с использованием инновационных технологий в рамках реализации проекта» (30 чел.), семинар «Научно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях использования инновационного оборудования и технологий» (32 чел.), итоговый семинар «Сити-фермерство – пространство для интеграции естественнонаучного образования и трудового воспитания» (51 чел.);

- поддержка и совершенствование профессионального мастерства педагогов с учетом достижений научной и практической деятельности: агрохакатон «Сити-фермерство в России» (12 чел.), митап «Прогрессивное растениеводство» (29 чел.);

- создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности: стажировка в г. Москва в бизнес-школе УрбаниЭко (3 педагога);

- апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки педагогических кадров: мастер-класс «Умные теплицы» (10 чел.);

- предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов: курсы повышения квалификации «Интеграция исследовательской и практической профессионально ориентированной деятельности учащихся по общеразвивающим программам сельскохозяйственного профиля» (5 чел.).