Программное обеспечение проекта
Одной из основных задач проекта являлась разработка инновационных программ по направлениям: агротехника (гидро-, аэро- и аквапоника), микробиология, биотехнология, ветеринария, зоотехния, экономика, маркетинг. Для решения этой задачи педагогами Центра были разработаны следующие дополнительные общеразвивающие программы:
- «Архитекторы живых систем»
- «Юный фермер-зоотехник»
- «Прикладная микробиология»
- «Юный фермер-предприниматель»
- «Основы доврачебной помощи животным»
- «Зеленая архитектура»
- «Юный сити-фермер» (агротехника)
- «Академия сити-фермерства»
7 программ, разработанных по проекту, имеют естественнонаучную направленность и одна - социально-педагогическую направленность.
Программы охватывают следующие уровни образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.
Специфика проектирования разноуровневых программ предоставила возможность для учета индивидуальных особенностей обучающихся, гибкости образовательных траекторий, нормативных обоснований подходов к разработке дополнительных общеразвивающих программ с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Содержание разработанных программ обеспечивает адаптацию к жизни в обществе детей с ОВЗ, их допрофессиональную подготовку, а также выявление и поддержку детей, проявляющих выдающиеся способности.
Реализация разноуровневых программ может вестись по разным часовым объемам. Данные программы могут быть реализованы как самостоятельные, так и разновариативные модули комплексной программы «Академия сити-фермерства». Модули программы «Академия сити-фермерства» являются стартовым уровнем для одноименных дополнительных общеразвивающих программ для учащихся 10-16 лет: «Архитекторы живых систем», «Юный фермер-зоотехник», «Зеленая архитектура» и «Юный сити-фермер» (агротехника).
«Архитекторы живых систем», программа рассчитана на учащихся 10-16 лет, объем 72 часа (базовый уровень) 144 часа (продвинутый уровень), срок реализации – 1 год.
Программа знакомит школьников с основными живыми системами (клетка, микроорганизмы, человек и др.), являющимися составной частью живой природы, их свойствами, функциями, с понятием биотехнологии и аквапоники как динамичной экосистемы. Отличительная особенность программы в том, что основы биотехнологии и аквапоники даются с включением учащихся в исследовательскую, проектную и практическую деятельность. Ребята получат опыт работы с аквапонической установкой, правилами ухода за растениями и водными животными, особенностями ухода за растениями, рыбами. Научатся работать с увеличительными приборами, вести дневник своих наблюдений и исследований. На практике познакомятся с альтернативными видами источников энергии - биогазом, энергией солнца. Примут участие в подготовке субстрата для получения биогаза для комплекса БУГ –М на фермерском подворье ЭБЦ, познакомятся с работой солнечных батарей во время экскурсий к солнечной установке ЭБЦ.
«Юный фермер-зоотехник», программа рассчитана на учащихся 10-16 лет, объем 72 часа (базовый уровень) 144 часа (продвинутый уровень), срок реализации – 1 год.
Программа знакомит учащихся с основами профессии зоотехника, основами животноводства, ветеринарии, представляет широкий спектр исследовательской и проектной деятельности. В процессе обучения обучающиеся знакомятся с видами и породами сельскохозяйственных животных, их биологическими особенностями, основами правильного кормления и содержания животных, мерами профилактики заболеваний. На практических занятиях изучат работу инновационного оборудования, используемого в малых формах с/х предприятий: инкубатор, брудер для цыплят, клетки или мини-фермы для разведения кроликов, домашней птицы и др. Проектная деятельность позволит разработать: полноценные рационы питания, правильное содержание, размножение, эффективную продуктивность с/х животных.
«Зеленая архитектура», программа рассчитана на учащихся 10-16 лет, объем 72 часа (базовый уровень) 144 часа (продвинутый уровень), срок реализации – 1 год.
Программа предназначена для обучения искусству ландшафтного дизайна, флористики, цветочной аранжировки, работы с прикладными материалами и рассчитана на учащихся, интересующихся ботаникой и имеющих склонность к рисованию и декоративно-прикладному искусству. Данная программа позволит приобрести опыт по преобразованию окружающей среды и практически познакомиться с профессиональной деятельностью фитодизайнера и ландшафтного архитектора, а также испытать свои личные возможности и, возможно, определиться в выборе будущей профессии.
Наряду с изучением объектов родной природы, искусства зеленой архитектуры, составлением проектов озеленения программой предусматривается значительное расширение кругозора детей в области декоративно-прикладного искусства. Всё это имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует развитию творческих способностей личности, художественно – эстетического вкуса, образного мышления и фантазии.
Кроме того, представленная программа «Зелёная архитектура» подтверждает тот факт, что с улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства территории, прилегающей к их дому или месту работы. И даже если ребята не выберут ландшафтную архитектуру в качестве будущей профессии, они станут любителями ландшафтного дизайна и научатся искусственно создавать на ограниченном пространстве райские уголки, что является очень актуальным на сегодняшний момент.
«Юный сити-фермер» (агротехника), программа рассчитана на учащихся 10-18 лет, с учетом индивидуального развития, объем 72 часа (базовый уровень) 144 часа (продвинутый уровень), срок реализации – 1 год.
В программе предусмотрено расширенное изучение агротехнических приёмов выращивания овощных, цветочно-декоративных, фруктовых растений, основ дизайна и элементов оформления участков. Обучение по программе позволяет детям на практике познакомиться с особенностями фермерской работы, современными технологиями в сельском хозяйстве в естественных условиях (в огороде, саду, теплице, фермерском подворье). Обучающиеся самостоятельно проведут весь процесс выращивания культур из семян до семян, познакомятся с преимуществами выращивания растений с помощью гидро, аэропоники, ролью зеленых растений в жизни человека. Проведут первые опыты по выращиванию растений в воде, выращиванию грибов-вешенок в условиях теплицы. Научатся подбирать семена растений для гидропоники, ухаживать за растениями, грибами, вести исследовательскую работу и самостоятельно оформлять деятельность документально.
«Прикладная микробиология», программа рассчитана на учащихся 14-18 лет, объем 288 часов, срок реализации – 2 года.
В программе рассматривается применение современных микробиологических и молекулярно-биологических методов в медицине и ветеринарии, современные биотехнологические подходы в производстве и защите окружающей среды, микробиология пищевых продуктов, современные аспекты пищевой биотехнологии с участием микроорганизмов, основы сельскохозяйственной и ветеринарной микробиологии.
На занятиях обучающиеся не только приобретают знания о биоразнообразии микроскопических живых существ и их прикладном значении, но и приобретают навыки работы с микробиологическим оборудованием на лабораторно-практических занятиях, проведут микробиологические исследования по определению качества продуктов питания, веществ растительного и животного происхождения и т. д.
«Юный фермер–предприниматель», программа рассчитана на учащихся 14-18 лет, объем 288 часов, срок реализации – 2 года.
В программе рассматриваются вопросы организации собственного дела. Основы фундаментальных экономических понятий и сущность предпринимательской деятельности преподносится учащимся в доступной форме через решение конкретных задач, в моделируемых ситуациях экономических ролей, необходимых для понимания сущности предпринимательства. В соответствии с целью программы в содержании 1 года обучения включена информация, способная вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющая для них несомненную ценность вне зависимости от выбранного ими профиля обучения. В содержании 2 года обучения рассматриваются прикладные аспекты экономики и предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе. Проведение занятий по программе предполагает использование широкого спектра методических средств. Предполагается также использование деловых игр в процессе обучения. Выполнение практических работ помогает установить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводится в форме защиты проектов, простейшего бизнес-плана, занятий в форме тестирования.
«Основы доврачебной помощи животным», программа рассчитана на учащихся 13-18 лет, объем 72 часа в год, срок реализации – 1 год.
Для проведения занятий используются все животные зоопарка и фермерского подворья - сити-фермы Эколого-биологического центра. Работа по программе позволит ребятам получить обширные навыки и знания по уходу, созданию оптимальных условий содержания, разведению и основам оказания первой доврачебной помощи наиболее распространенным сельскохозяйственным, домашним животным, а также обитателям живых уголков. В ходе освоения программы, основанной на введении в профессию ветеринарного врача, обучающиеся ознакомятся с новыми и очень востребованными современным обществом направлениями - зоопсихологией, фелинологией, кинологией, аквариумистикой, орнитологией, основами фермерства. Получат информацию о таких профессиях как груммер, хендлер, зоопсихолог, и др. Занятия в данном творческом объединении позволят подготовиться к поступлению в профильное учебное заведение на специальности «ветеринария», «зоотехния». Блоки программы соответствуют основным предметам, входящим в основу подготовки специалистов по данным направлениям в средних и высших учебных заведениях. В программу включено много практических занятий, встреч с профильными специалистами, мастер-классов, круглых столов, семинаров, участие в выставках, племенных смотрах. Проводят лабораторные исследования. Мониторинг усвоения материала проходит в форме тестирования, выступлений с докладами, подготовки и защиты научных работ. Обучающиеся сами становятся организаторами выставок, проводят под руководством педагога, ветеринарного врача и профильного специалиста профилактические мероприятия на фермерском подворье, в кинологическом питомнике, уход за животными на конюшне.
Диссеминация инновационного передового опыта педагогов, работающих в рамках проекта «Академия сити-фермерства» - свидетельство их профессиональной компетенции, инструмент саморазвития. Ими разработаны и размещены в общем доступе следующие методические материалы:
Инструкции:
- Инструкция по приемам изложения научных материалов «Язык и стиль исследовательской (научной) работы»
- Инструкция по охране труда при проведении экскурсий на занятиях ТО «Зеленая архитектура»
- Инструкция по выполнению лабораторной работы
- Инструкция по применению набора реагентов для бактериологических исследований «Питательный агар для культивирования микроорганизмов сухой (ГРМ-агар)».
- Правила посещения фермерского подворья ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр».
- Инструкция «Выращивание грибов (для начинающих)»
Методики:
- Методика изготовления временных микропрепаратов
- Методика подготовки и проведения практической работы по теме «Определение погрешностей» по программе «Юный фермер-предприниматель»
- Как обустроить оригинальную клумбу в приствольном круге «белоснежных берёз»
- Методика изучения химических и микробиологических показателей почв
- Методика подготовки и проведения лабораторной работы по теме «Образ жизни и внешнее строение дождевого червя»
- Методика выращивания грибов в теплице
Методические рекомендации:
- Методические рекомендации по проведению натурных и лабораторных исследований гидрологических и гидрохимических характеристик водоемов, водотоков и индустриальных рыбоводных установок в рамках реализации проекта «Академия сити-фермерства»
- Устройство микроскопа. Работа и уход за микроскопом
- Изготовление флористической миниатюры из семян тагетиса «Колючий недотрога»
- Методические рекомендации по проведению лабораторно-практических занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Прикладная микробиология»
- Организация и проведение экскурсий для учащихся в рамках проекта «Академия сити-фермерства»
- В Царстве грибов.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации проекта было приобретено инновационное оборудование по внедрению агротехнологий (аэро-, гидропонические установки, вермикомпостеры), биотехнологий (мини-завод по выработке биогаза и альтернативные источники энергии), учебное лабораторное оборудование (микробиолаборатории, комплект практикум экологический, 3-D принтер, автоматизированные клетки, брудер, инкубатор и др.), приобретена и установлена теплица с отоплением и современным светодиодным фитоосвещением. Кроме того, произведен ремонт помещения из аудиторного фонда Центра (кабинет естественных наук), максимально соответствующего целям и задачам проекта, для размещения исследовательских модулей (микробиологических и комплексных лабораторий).
Образовательная, научно-исследовательская и проектная деятельность
Образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам проекта осуществляют педагоги дополнительного образования ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр».
Для реализации содержания обучения по программам минимальные основные теоретические положения дополняются и закрепляются практической, научно-исследовательской, проектной деятельностью на сити-ферме и решением ситуационных задач, чтобы обучающиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применять полученные знания. Начата реализация следующих научно-исследовательских проектов:
«Беспочвенное выращивание растений»
«Выращивание растений в гидрогеле»
«Выращивание растений на растворах минеральных веществ разного состава»
«Гидропоника на подоконнике и эксперименты с биоудобрением»
«Условия, необходимые для прорастания семян»
«Изучение реакций растений, при выращивании их в специальных условиях с различными наполнителями (почва, опока, торф, вода)» и др.
Для эффективного проведения мониторинга компетентности обучающихся при усвоении общеразвивающих программ Гранта мы выделили 4 ключевые компетенции:
- познавательно–информационную (предметные результаты): способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации, создавать личностно — значимые продукты познавательной деятельности;
- социально–трудовую (метапредметные результаты): формирование профессиональных интересов, профессиональных намерений, готовность к выбору профессии, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности;
- коммуникативную (метапредметные результаты): формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимоотношения с людьми;
- в сфере личностного самоопределения (личностные результаты): формирование опыта самопознания, осмысление своего места в жизни, выбор ценностных, смысловых установок для своих действий.
Для каждой компетенции определены параметры, критерии, методы и методики проведения диагностики, разработана оценочная шкала результатов воспитательно-образовательного процесса. Этот измерительный инструмент позволяет определить тот или иной уровень достигнутого ребенком (т.е. реального) результата и соотнести его с прогнозируемым (т.е. желаемым) педагогом результатом. Шкала измерений результатов — желательный компонент мониторинга, поскольку оценка достигаемых результатов осуществляется для того, чтобы корректировать и развивать образовательные модели для получения более стабильных или высоких результатов.
Фиксирование по шкале результатов каждого ребенка от занятия к занятию дает возможность увидеть его индивидуальный маршрут, динамику, стабильность или снижение результатов, тогда педагог может гибко реагировать на возможности ребенка и строить образовательно- воспитательный процесс с учетом движения в нем каждого ребенка, т.о. может адаптировать содержание образования под возможности и способности детей.
Педагоги творческих объединений «Академии сити-фермерства» провели диагностику детей в начале (сентябрь, октябрь - предварительная) и середине (декабрь- текущая) учебного года. Полученные результаты заносятся в шкалу результативности, подводится итог, выявляется проблема отдельного ребенка и всей группы в целом, планируется дальнейшая работа. Следующий этап диагностики планируетсяв конце учебного года (май - итоговая).
Повышение профессионального уровня педагогов по проекту проходило по следующим направлениям:
- совершенствование педагогического мастерства способом внедрения современных педагогических технологий и передовых методик: коворкинг «Особенности разработки образовательных программ по разным направлениям с использованием инновационных технологий в рамках реализации проекта» (30 чел.), семинар «Научно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях использования инновационного оборудования и технологий» (32 чел.), итоговый семинар «Сити-фермерство – пространство для интеграции естественнонаучного образования и трудового воспитания» (51 чел.);
- поддержка и совершенствование профессионального мастерства педагогов с учетом достижений научной и практической деятельности: агрохакатон «Сити-фермерство в России» (12 чел.), митап «Прогрессивное растениеводство» (29 чел.);
- создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности: стажировка в г. Москва в бизнес-школе УрбаниЭко (3 педагога);
- апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки педагогических кадров: мастер-класс «Умные теплицы» (10 чел.);
- предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов: курсы повышения квалификации «Интеграция исследовательской и практической профессионально ориентированной деятельности учащихся по общеразвивающим программам сельскохозяйственного профиля» (5 чел.).